Пятница
24.11.2017
20:35
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Туризм Алатау

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО АЛМАТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
28.04.2014, 23:07

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

         Туристская отрасль в Казахстане, исходя из мнений экспертов, обладает большим потенциалом. Между тем, спустя более, чем два десятилетия независимости, эта индустрия все еще находится на этапе становления. Внутренний и въездной туризм в Казахстане в настоящее время практически не развит. Причин тому много: это и низкий сервис при достаточно высоких ценах, и отсутствие инфраструктуры на местах. В результате многим турфирмам просто невыгодно заниматься и въездным, и внутренним туризмом, так как эти направления не приносят высокий доход. Кроме того, долгое время никак не сложится общая программа странового продвижения Казахстана в мире. Это вызывает досаду, но с этим невозможно не согласиться. Это та, важнейшая составляющая туризма, которая зависит от нас, людей, представляющих современное казахстанское общество, строящих будущее своей страны.

         Тем не менее, мы все же что-то уже имеем от того потенциала. Есть в республике туристские фирмы-энтузиасты и общественные организации, которые, несмотря на отсутствие той самой общей программы, о которой говорилось выше, может быть в ущерб себе, движимые исключительно благородными, патриотическими целями и наличием огромной пустующей социально-экономической ниши занимаются въездным и внутренним туризмом (их 5% против 95%, на 2013 год, занимающихся выездным туризмом, не требующим почти никаких усилий). Есть прецеденты, есть зачатки, появившиеся еще в 20 веке, той туристской культуры, которую давным-давно создал и пользуется ею продвинутый мир. И есть, несомненно, то главное, что подарила нам природа и судьба, чего нет или очень мало у тех стран и народов, которые сегодня находятся в лидерах этого глобального явления, которое носит название туризм. Прежде всего, это огромная территория Казахстана расположенная в самом центре Евразии, к югу от Уральских гор и Западной Сибири (это основные потребители, после своих собственных, нашего турпродукта). Здесь необычным образом переплелись между собой древность и современность, восточные традиции и западный модерн. Бескрайние южные степи, горы и озёра и даже часть Каспийского моря, Великий Шёлковый путь и космодром Байконур, всё это Казахстан. Сегодня страна имеет подаренную природой оптимальную совокупность средств, условий, необходимых для ведения, поддержания, сохранения, развития всех видов туризма: это горный; пешеходный; водный; экстремальный; деловой туризм; этнические и эко-туры; лечебно-оздоровительный с санаторно-курортным лечением; познавательные экскурсионные маршруты по стране; охоту и рыбалку, отдых на горнолыжных курортах и других средств и условий. Историческая справка Выписки из материалов по история Казахстана Земля Жетысу Первым губернатором Семиреченской области и первым наказным атаманом казачьего войска был назначен генерал Г. А. Колпаковский. В начале 1969 года Г. А. Колпаковский решил организовать в области свою типографию, необходимое оборудование закупить в Санкт-Петербурге. Заняться этим делом он поручил штабс-капитану Кремкову, на что было выделено из государственной казны 1000 рублей. Штабс-капитан вскоре привез из Санкт-Петербурга первое оборудование: ручной типографский станок с принадлежностями, форму для отливки валиков, бронзу для золочения, шрифты обычные петит, цицеро, терцию и титульные цветной (с оттиском и кудрявый), скелетный египетский, многое-многое другое. Уже 9 ноября 1869 года из-под станка первой русской типографии Семиреченской области вышел первый печатный лист. Состоялось ее торжественное открытие. Подробности мы узнаем из уст самого заведующего типографией штабс-капитана Кремкова: Я имел счастье сформировать типографию, пишет он, и управлял ею в первое время существования. День ее открытия надо сохранить для истории цивилизации Семиреченской области. Совершившийся факт в столь отдаленном крае не принадлежит к числу обыкновенных. Интеллигенция в крае встала на настоящую почву с помощью типографии, которая проповедует среди оседлого и кочевого населения области идеи правды и добра. Вскоре в Семиречье появилась первая газета на русском языке – “Публикации по Семиреченской области С 1884 года на Жетысуйские земли стали переселяться из Китая представители уйгуров и дунган. Они расположились по берегам рек Осек и Шарын Жаркентского района. Некоторая часть их расположилась между реками Чилик и Талгар Верненского уезда, а также в самом городе Верный. Эти народы также внесли свой посильный вклад в социально-экономическое и духовное развитие края. В городе Жаркенте, например, имеется архитектурный памятник, построенный по образцу известных памятников Средней Азии. Его построил по заказу крупного уйгурского богача У. Юлдашева китайский архитектор Хон Пик. Таким образом, постепенно стали развиваться и процветать села русских крестьян-переселенцев, зимовья уйгуров и дунган, которые занимались земледелием. И казахи, обучаясь секретам земледелия у переселенцев, делились с ними вековым опытом в животноводстве. Представители передовой русской интеллигенции от чистого сердца помогали казахам, уйгурам и дунганам. Многие из них выступали против произвола царских властей, учиняемых против местного населения. Русские ученые-путешественники М. Пантусов, П. П.Семенов-Тянь-Шанский, В. В.Радлов, А. Н. Краснов, И. В. Мушкетов, Н. Аристов, Г. Н. Потанин исследовали обычаи и традиции казахского народа, политическую структуру общества, строение почвы, экономическое положение, язык и устную литературу, написали многие научные исследования, оставив после себя множество книг. В настоящее время значение их велико. К примеру, работа Н. Аристова о племенах старшего жуза, живших в Жетысу, не потеряла свою научную ценность до настоящего времени. Расцвет духовной культуры казахского народа Жетысу приходится на период XIX-XX веков. Произведения таких поэтов и певцов, как Суюнбай Аронулы, Жамбыл Жабаев, Бактыбай Жолбарысулы, Сара Тастанбекова, Кенен Азербаева, Асет Найманбаева известны на всей казахской земле, в Средней Азии, а в советские времена во всем Союзе. В Жетысу для того, чтобы дать знания молодым, открывались школы медресе. Одной из таких первых школ была школа Мамания, которая открылась в 1889 году в нынешнем Аксуском районе, в населенном пункте Карагаш. Эту школу построил Калкабайулы Маман би со своими детьми Турысбеком, Сеитбатталом и Есенкулдаром на свои средства. К 1909 году школа давала восьмиклассное образование, а школьники обеспечивались бесплатным питанием, одеждой, учебными пособиями и общежитиями. Эту школу позднее закончили многие известные общественные деятели К. Казыбаев, Д. Бекжанов, академик Ж. Сыдыков, Герой Советского Союза Е. Сикымов, многие другие. Существование таких медресе стало показателем высокой образованности населения Жетысу. Особенно популярным в то время было изучение грамматики и языка на основе арабской письменности. О высоком уровне образованности по-мусульмански казахов Жетысу сказал А. Краснов, побывавшей в тех краях в 80-х годах XIX века.Жетысуйские русские школы начали строиться с 1860 года. В 1867 году их количество достигло 8. В 1876 году открылась гимназия для мальчиков, а в 1877 году для девочек. С 1886 года русскоязычные школы играли большую роль в развитии образованности казахов. Начиная с 80-х годов стали открываться другие учебные заведения: садово-огородное училище в городе Верном, сельскохозяйственные школы в городе Жаркент и в селе Капал. Большой вклад в исследование природы Семиречья внес немецкий ученый Готфрид Мерцбахер. В начале ХХ века Готфрид Мерцбахер отправился из Пржевальска через перевал Санташ в Каркару, где купил лошадей, а затем в поселок Охотничий (Нарынкол), где окончательно снарядил экспедицию. Мерцбахер надеялся пойти на Хан-Тенгри из долины реки Баянкол, но там на его пути оказалась высокая гора, которой он дал название Мраморная стена. Потом, когда он убедился, что эта гора действительно является узлом Центрального Тянь-Шаня, то окрестил ее Пиком Николая Михайловича в честь председателя Императорского Русского географического общества. Из долины Баянкол путешественник совершил несколько восхождений на разные вершины. Походы были непростыми. Как известно, в то время отсутствовали топографические карты, были сложными отношения между Россией и пограничными с ней государствами, путешественникам во время их сложного маршрута приходилось рисковать жизнью. Несмотря на неудачу (до подножия Хан-Тенгри они так и не дошли), экспедиция Мерцбахера оказалась довольно результативной. Впервые были открыты и описаны несколько ледников, собрана коллекция минералов, произведена фотосъемка горных ландшафтов. Позднее Готфрид Мерцбахер вспоминал: Чем стал для меня Тянь-Шань? Напоминанием о всюду проникающем господстве духа всего прекрасного в шуме стройного леса, в грохоте лавин, в страшном реве ледяных потоков, воспоминанием об одухотворенных и величественных впечатлениях, о побежденных страхах и опасностях, о множестве противоречий гор. Результаты экспедиций были доложены на собраниях Берлинского, Лондонского, Мюнхенского, Венского и Петербургского географических обществ. Русское географическое общество наградило Готфрида Мерцбахера золотой медалью имени П. П. Семенова-Тян-Шанского. Его труды были отмечены наградами многих стран.Интересную информацию из жизни Жетысу на рубеже XIX-XX cтолетий можно получить, листая страницы газеты Туркестанские ведомости этого времени. Сюда, в Семиречье, приезжали люди из России, обустраивались, получали временные пособия, заводили живность, домашние сады. Некоторые поселки возникали нелегально, потом их узаконивали. Крестьяне из российских деревень приезжали сюда за лучшей жизнью. Кочевали с одного места на другое Специальный корреспондент Туркестанских ведомостей совершил путешествие от Ташкента до Семиречья и в нескольких очерках написал о своих выводах. Раньше были прекрасные лошади, число которых было неограниченно, удобные повозки, достаточный запас молока и яиц на каждой станции. Зато теперь добавились грязные и неотремонтированные станции, в комнатах для проезжающих не греют, в трубах накопилось столько летучих мышей, что дым не идет наружу. Мебель плохая. Порою больше суток, пишет автор, проезжий сидит на станции и ждет, когда пойдут почтовые лошади. Желающие поехать вне очереди добывают особые рекомендации и письменные разрешения. Вывод автор статьи делает неутешительный: Громадные степные пространства не культивируются, а эксплуатируются, горные богатства не исследуются, скотоводство в первобытном состоянии, земледелие ведется без всякой системы. Земля велика, обильна, но культуры и прогресса на ней очень мало. Общественность агитировала богачей помогать малоимущим. В отчете Верненского благотворительного общества за 1901 год сообщается, например, что при капитале данного общества в 18100 рублей годовой доход его составил всего 1334 рубля. Причем 1238 рублей было истрачено на ежемесячные пособия.Надо сокращать дела благотворения за недостаточностью общественной поддержки делается вывод. В Казани вышла в свет книга Минеральные воды Семиреченской области. В ней сообщалось об Аксуйских, Копало-арасанских, Аяккалканских и других водах. Копало-арасанские воды находятся в 29 верстах от Копала, в долине на высоте 3074 футов, пишет автор книги, Первое устройство их было в 1854 году там был построен деревянный барак, который в 1886 году был заменен на роскошный каменный павильон. Кроме ванн в нем имеются жилые помещения для приезжающих. Сезон начинается в мае и длится до конца августа. Воды помогают при ревматизме, подагре, ртутном отравлении, параличах, болезнях суставов. Жетысу одна из несравненных частей казахской земли. Эту землю не зря называют золотой колыбелью. Именно на этой территории древней Казахии казахи, как народ, обрели нынешнее свое самоназвание. Именно тут завершилось формирование нации. Здесь образовалось казахское ханство. Впервые на исторической сцене прозвучало имя народа. На этой земле жили древние племена саков, уйсуней и канлы, основа казахской нации, составляющие этническую структуру народа. По этим и многим другим причинам Жетысу является древней золотой колыбелью казахов. Также Жетысу можно называть золотой колыбелью по той причине, что его природа благоприятна для развития всего живого, а земля отличается плодородием. Помимо семи крупнейших рек на этой территории находятся более тысячи больших и малых водоемов: рек и озер. Не зря в народе говорят: Там где вода там и изобилие. Произрастают густые леса и тугайники. Высятся пестрые горы Алатау, седые вершины которых подпирают темно-синие небеса. Прозрачные воды рек, берущих начало с тающих в течение всего лета ледников, являются целебными как для человека, так и для всего живого. Не зря древний легендарный предок Асанкайгы, странствовавший по степи на своей Желмае одногорбой верблюдице-скакуне, в поисках земли обетованной, сделав привал в этих местах, оценил ее следующими словами:В Жетысу кроны деревьев изобилуют плодами, это истинная обитель для хозяйствования. Семиречье историко-географический регион, занимающий юго-восток Казахстана. На севере его находится озеро Балхаш, на северо-востоке Сасыкколь и Алаколь, на востоке Джунгарские Алатау, на юго-западе Аспантау (горы Тянь-Шань). Семиречье простирается с севера на юг на 900 километров, с запада на восток на 800 километров. В исторической науке не встречаются конкретные данные, свидетельствующие о появлении названия Жетысу. Впервые Жетысу фигурирует на казахском языке в последнем письме великого казахского ученого Ч. Валиханова, адресованного его отцу. В этом письме написано следующее: Приезжайте в Жетысу, увезите к себе мою бедную Айсары (жену), не оставьте ее без внимания и заботы. Если в своих научных трудах ученый все время писал по-русски Семиречье, то в конце своей жизни он пишет казахское Жетысу, что свидетельствует об его истинных патриотических чувствах. Слово Семиречье, видимо, является калькой казахского Жетысу. Так могло называться одно из урочищ в горах Джунгарского Алатау, которые одно время носили название Семиреченский Алатау. Скорее всего, слово Семиречье понималось не в конкретном значении Семь рек, а обозначало многоводие, в противоположность сухим степям восточного Прибалхашья. Есть мнение, что под Семиречьем понималась какая-то блаженная страна, в которой текут семь рек. Чокан в 1860 году сделал карту Жетысу. На карте территория Жетысу простирается от реки Каратал до Алаколя, от озера Балхаш до гор Алатау. Горы, находящиеся южнее реки Или, раньше назывались Уйсуньскими. Это древнее название местного народа подтверждают и китайские источники. Академик В. В. Бартольдт, автор научного очерка об истории Жетысу, обратил внимание на название края. Он согласен с мнением Ч. Валиханова, писавшего, что территория севернее реки Или называется Жетысу. По его данным Семиречье более обширная территория, образовавшаяся, когда царское правительство, объединив Жетысу и Кыргызские земли, учредило в 1867 году Семиреченскую область. Ученые И. В. Мушкетов, Г. Д. Романов, Р. И. Аболгин и многие другие, исследовавшие почвенный слой края, растительный мир и природные условия, пригодные для хозяйствования, сделали заключение, что Жетысу территория, наиболее приспособленная для проживания человека. Данные историко-археологических исследований доказывают, что издревле население края вело наполовину кочевой и наполовину оседлый образ жизни, в основном занимаясь животноводством. Если сочные альпийские луга на горных вершинах, такие как джайляу Шалкоде, Ойжайляу,незаменимые пастбища для животных, то подножья этих же гор прекрасные осенние пастбища. А берега таких рек и озер как Или, Балхаш, Каратал, Шу использовались под теплые зимовья. На равнинах, сообщающихся с подножьями гор, располагались половинные земли, на которых использовались воды горных речушек. Земледелие особенно было развито на берегах рек Или, Шу, Талас и Каратал. То, что природные условия края издревле были особенно удобны для проживания человека, можно увидеть и по памятникам родов и племен, оставшихся с бронзового века. Более 1000 наскальных изображений, открытых на северо-западе от Алматы в 1950 году, являются прямым доказательством того, насколько сложны и развиты были у древнего человека мировосприятие и художественное воображение. А могильники Танбалы дают представление о похоронных обрядах, обычаях, традициях и религиозных представлениях древних людей. Они показывают, что древние люди верили в существование загробной жизни. Согласно исследованиям последних лет, памятники эпохи бронзы были найдены в местечках Сериктас, Асы, Кызылбулак, Каракудык, Кольсай и других. Таким образом, можно сделать заключение, что в IV-II-х тысячелетиях до н.э. на землях Жетысу обитали племена Андроновской культуры. Кроме пастбищного животноводства они занимались скотоводством и мотыжным земледелием. О развитии у них прикладного искусства свидетельствуют традиционные украшения сосудов различными видами орнаментов, ювелирные украшения из бронзы. Апогей развития культуры сакских и уйсуньских племен приходится на эпоху железа VIII век до нашей эры и на III век до н.э. Оба берега реки Или изобилуют памятниками названных племен. Особенно много так называемых царских курганов. Это ряды сакских курганов, высотой в 20-30 метров и диаметром в 90-130 метров. Известный археолог, доктор исторических наук К. Акишев, исследовавший этот край, оповестил в свое время мир о находке века ; человеке в золотых одеждах, прославившем Казахстан на всю планету. И тут дело вовсе не в золоте, а в ценности ювелирных изделий, выполненных на высоком художественном уровне. Вся одежда золотого воина украшена изделиями в знаменитом зверином скифском стиле, тут стилизованные изображения не только диких, но и одомашненных животных. Интересно то, что опушка высокого головного убора изображает горы Алатау, макушка его украшена маленькой скульптурной фигуркой архара. А у подножья гор стилизованное изображение разъяренного тигра. В передней части саукеле изображены крылатые скакуны, вставшие на дыбы друг против друга. Вся эта композиция говорит о том, что тут похоронен царь сакского племени (тиграхауд), который отличался от других остроконечным головным убором. Если архар это изображение вождя, который зорко правит своим народом, то разъяренный тигр у подножья гор батыр, храбро защищающий свой народ и землю от посягательств врага, а крылатые кони готовы в любой момент ринуться на врага в беспощадном бою за независимость своей земли.Золотой человек, окружающие его предметы свидетельствуют о том, что на земле Жетысу еще во времена саков существовало государственное объединение. О государственности свидетельствует надпись на дне серебряной чаши. Если до настоящего времени исследователи считали, что сакские племена это народы, говорящие на фарси, то надпись доказывает, что они были тюркоязычными. Тюрколог, профессор А. Аманжолов прочитал надпись следующим образом: Ага, (это) для тебя очаг! Чужой (инородец), преклони колени! Пусть у народа (будет изобилие) пищи! По мнению ученого, эта древняя тюркская надпись показывает что тогда, во-первых, существовало поверье, что человеку и в потустороннем мире потребуется пища; во-вторых, народ был уверен, что в любой момент сможет отразить нападение внешнего врага. Второй курган известен под названием Бесшатыр. Этот курган был разграблен. Кроме обломков некоторых золотых изделий тут ничего не было найдено. Но особенность этого кургана заключается в том, что похороненный здесь царь находится в деревянном гробе в форме домика. Этот деревянный домик свидетельствует о том, что саки вели полуоседлый образ жизни и жили в таких домах. Прекрасные золотые изделия, изготовленные сакскими ювелирами, были случайно обнаружены в местечке Жалаулы, возле городища Кегень. По мнению профессора К. М. Байпакова этот клад был захоронен грабителем курганов Кегеньского края. В кладе были найдены и казахские национальные украшения. Это говорит о том, что клад был спрятан в начале ХХ века. Возраст некоторых украшений по типу и методу изготовления соответствует археологическим находкам VII-V веков до н.э., найденным на Алтае, в Сибири, на берегах Арала, Каратала. ТУРИСТСКАЯ КАРТА ЖЕТЫСУ Есть в Казахстане чудесный край, подарок природы, уникальный по своему многообразию и красоте. Безжизненные, на первый взгляд, знойные пустыни и бескрайние степи, голубые озера и пенящиеся от силы и скорости горные реки, хвойные, березовые, осиновые, боярышниковые и абрикосовые леса и изумрудные жайляу, альпийские луга и суровые вершины с шапкой вековых льдов. Все это Жетысу-Семиречье. Бесконечное разнообразие природы района Жетысу, который начинается от озера Балхаш на севере и простирается до горных хребтов Тянь-Шаня на юге, и от широчайшего устья самой большой реки Или на западе до озера Алаколь и Джунгарских ворот на востоке издавна представляло и представляет исключительный интерес для любителей путешествий своими уникальными природными контрастами, богатейшим животным и растительным миром. Нужна более четкая районированная карта области с обозначениями гор, пустынь, водоемов, крупных рек и других природных объектов. Самый большой город в нашей стране Алматы. Благодаря ему и появилась Алматинская область как административная единица. На севере она граничит с Карагандинской и Восточно-Казахстанской областями республики. Граница эта проходит цепью больших озер: пресно-соленое озеро Балхаш; соленые Алаколь и Жаланашколь, пресные Сасыккель и Уялы. На востоке граница с Китаем, горный хребет Джунгарский Алатау. Юг области ограничивается горными хребтами Северного и Центрального Тянь-Шаня, Заилийским, Кунгей и Терскей Алатау. В центре находятся полынные степи, грядовые пустыни и полупустыни. Понятие и границы Семиречья долго были неопределенны. С давних пор Жетысу называлась та территория, по которой протекали реки Или, Каратал, Биен, Аксу, Лепси, Баскан, Сарканд. Но уже с середины XIX в., в связи с колонизацией Российской империей территорий Средней Азии и Казахстана, это понятие расширилось настолько, что включало горные цепи от озера Балхаш вплоть до знаменитой горы Хан-Тенгри и все Прииссыккулье, включая бывшую кокандскую крепость Пишпек (ныне Бишкек столица Кыргызстана). 11 июля 1867 года российский император Александр II подписал указ о создании Семиреченской области, центром которой стал провозглашенный чуть ранее, 11 апреля этого же года, город Верный, заложенный как военное укрепление на берегу реки Малая Алматинка еще в 1854 году. К началу XXI века это территория Алматинской области. Ее площадь 224 тыс. кв. км (ср.: Великобритания 244 тыс. кв. км). Население около 2-х млн человек. Города республиканского подчинения Алматы, Талдыкорган; областного Капшагай, Текели; районного Есик, Жаркент, Карасай, Сарканд, Талгар, Ушарал, Уштобе. Вся территория области разделена на 16 районов. Великий казахский поэт Джамбул уроженец Жетысу, с гордостью воспевал в своих стихах его несравненные красоты: на Жетысу горы высятся до небес. И леса дремучи, и тугайники густы. А видели бы вы, какие норовистые реки текут с этих высоких и скалистых гор. В настоящее время с Семиречьем территориально отожествляется географический регион, называемый Алматинской областью. Самые крупные реки - это Или, Каратал, Аксу, Лепсы, Аягуз, Тентек, Баскан, Сарканд, Усек, Баянкол, Шилик, Чарын, Талгар, Каскелен и множество других более мелких. Свое начало они берут среди ледников и снежных вершин Терскей, Кунгей, Заилийского и Джунгарского (Жетысу) Алатау. Горы, по мнению многих исследователей, были колыбелью человечества, поэтому вечно остаются притягательными для человека. Они всегда интриговали людей своей тайной, манили красотой и разнообразием, пугали своей неприступностью. При встрече с ними обязательно на память приходят слова Поэта: Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал. О Жетысу сказано и написано много. Многие известные путешественники средневековья и нового времени искренне подтверждали слова Асана Кайгы, приведенные выше, восхищались природными и климатическими особенностями этого края, в прозе и в стихах восхваляли его.Жетысу - жеты и су много воды. Вода это жизнь, жеты - это символ множества, это положительная ассоциация, это чего-то столько много, что граничит с ощущением наполненности, довольства, граничащего со счастьем, успокоительно, от того, что есть много, и его хватает на всех, и оно не кончится. Но и тревожно за него, за это много, потому что могут покуситься, отнять или испортить, что и соответствовало действительности: на территорию Семиречья много раз покушались различные завоеватели. Жеты это число семь. Видимо, в развитии человечества было время, на заре нынешней цивилизации, когда количество СЕМЬ было пределом потребностей и математических усилий людей и значило много, столько много, что всем хватает: много воды, пищи, много здоровых женщин и мужчин, много детей, одежды, много территории, где можно добывать пропитание. Существовало и понятие - десять (десять пальцев на руках и ногах), но это было за пределами достаточного и умственных возможностей людей того давнего периода. И это сохранялось долго, столь долго, что осталось в сознании навсегда, передаваясь из поколения в поколение, оставляя впечатление благополучия, что ассоциировалось с понятием счастья. Семь-жеты счастливое число! Семь-жеты символ счастья! семь проявление гармонии, удачи, везения, удовольствие от жизни. В человеческой жизни - гармония и радость во всех сферах, удачливость и везение, единение с божественным в проекции на материальное. Семерку почитали за много столетий до нашей эры, в средние века, почитают и сегодня. Таинственное и загадочное число семь! Каким его только не считают: и священным, и божественным, и магическим, и счастливым. Число семь встречается очень часто в различных известных изречениях, пословицах и поговорках, а так же в исторических фактах, что лишний раз подтверждает его необычные свойства. Рим и Москва построены на семи холмах. В неделе семь дней. Под смоковницей с семью плодами сидел Будда. Спектр состоит из семи основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. В музыке выделяются семь тонов (нот) звукоряда. В священных книгах Ветхого и Нового Заветов слова семь, семи, семеро, семерых, семикратно, семидневно, семилетний, семизвездие упоминается 392 раза. Однако, в него вложен особый смысл: имеется семь небес и попадающие на седьмое небо испытывают высшее блаженство. И ислам, и христианство, и иудаизм признают семиэтапный акт творения Вселенной. По территории Семиречья проходили ответвления Великого шелкового пути, получившего в наши дни название. Интернет древности, вошедшего в серийную номинацию всемирного наследия Шелковый путь. Эта программа была предложена Китаем центру Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2005 году. Идея получила одобрение и заинтересовала своей масштабностью, потому как Шелковый путь - огромная артерия, которая играла очень важную роль между востоком и западом. Это гениальное изобретение человечества. Карта Жетысу из космоса . В Семиречье существуют десятки памятников, которые вполне имеют шансы быть номинированы в список Культурного наследия, мы перечислим их ниже по тексту Что же означает на самом деле это предельно простое и в то же время загадочное словосочетание Жетысу для туризма и каковы его составляющие? Лучше всего в наше время рассматривать Семиречье c птичьего полета. Не из космоса, не с самолета, а именно с вертолета, скорость и высоту полета которого можно приравнять к скорости крупной, сильной и зоркой птицы, например, украшающего герб Казахстана - орла. Такой полет над территорией Алматинской области и совершила наша экспедиция, чтобы рассмотреть самые скрытые, самые отдаленные, самые укромные и, возможно, самые красивые уголки Жетысу-Семиречья. Рассмотреть, а потом показать и рассказать всем о них, Вам, дорогие читатели. Рассматривать и вместе с Вами удивляться необычайному, поразительному разнообразию ландшафтов и красок. С высоты открываются горные хребты Заилийского, Кунгей, Терскей и Джунгарского Алатау со снежными вершинами, главные из которых пик Хан-Тенгри (7010 м) и пик Талгар (5017 м), известные альпинистам всего мира; изумрудные долины всех семиреченских Алатау (Алатау в переводе значит пестрые, многоликие по цветовой гамме горы, но в древнетюркских языках ала значит что-то большое, великое), позолоченные пустыни Сарыесик Атырау, Мойынкум; зеленые степи и синие озера, разбросанные по всей огромной территории Семиречья: Балхаш, Алаколь, Капшагай, Иссык, Кольсай Видны сверху цветущие и плодоносящие розовые и янтарные яблоневые и абрикосовые сады и изобилие ярких цветов с тысячами оттенков и изощренных рисунков в наших национальных парках и заповедниках Рисунок- символ ЯБЛОКО; Герб Алматы Иле-Алатау, Алтынемель, Жонгар-Алатау, Чарын, Кольсай-дери и других. И все это под орлиным взором переплетено невообразимым множеством ниточек равнинных и горных рек, речек, ручьев и дорог, линий электропередач, связывающих разбросанные по всему Жетысу мелкие, средние и крупные населенные людьми аулы, селения и города. И самый крупный, самый красивый из них город у гор, носящих название Заилийский Алатау (ныне Иле-Алатау) Алматы. Раньше он носил название Алма-Ата, и это был яблочный бренд всего пространства СНГ, бренд, который, к сожалению, растаял. Область рассекает самая крупная в Семиречье судоходная река Или, как бы разделяя ее на два региона алматинский и талдыкорганский. Ее название восходит к древнетюркскому Йил, что означает река, вода. Истоки ее реки Текес, в отрогах Внутреннего Тянь-Шаня на юго-востоке Алматинской области, и Кунгес в КНР, после соединения которых на территории Китая река, (теперь уже Или), возвращается в Казахстан, образуя в среднем течении огромное (длина 180 км, ширина 22 км) искусственно создаваемое с 1970-х гг. и до настоящего времени Капшагайское водохранилище, перегороженное плотиной гидроэлектростанции. Затем путь ее лежит через пустыню в озеро Балхаш. Общая длина реки Или 1439 м, на территории Казахстана (не считая реки Текес) 802 м. Средняя ширина – 150 м, но в некоторых местах достигает 300 м. Река, к сожалению, мелеет, по объективным и субъективным причинам, ежегодно меняет стрежень на всем протяжении и потому судоходна лишь для плавсредств с неглубокой посадкой корпуса. Или, в среднем своем течении, делит, условно, область на два региона: Алматинский и Талдыкорганский. Схема реки Или с Текесом и Кунгесом, Капшагаем и дельтой От левого, южного берега Или до самых южных границ с Кыргызстаном и Китаем (алматинский регион) в течение часа можно побывать в нескольких климатических поясах: от знойных пустынь до арктических льдов. Когда едешь по трассе Кордай - Узун-Агаш Алматы Нарынкол, от Тамгалы до Хан-Тенгри, по одной из наиболее оживленных ветвей древнего Великого шелкового пути, за окном автомобиля проплывают удивительные по красоте предгорные равнины, с южной стороны, ограждаемые непрерывной цепью вонзающихся в небо разноцветных гор Чу-Илийские, Иле-Алатау, Торайгыр, отроги Кунгей и Терскей Алатау, Кетмень, а с северной степью, полупустыней, уходящими за горизонт. Жамбылский, Карасайский, Талгарский, Энбекши-Казахский, Райимбекский, Уйгурский, Панфиловский районы. Эта возвышенная местность с незапамятных времен привлекала, заманивала людей, племена и целые народы. Природа в этих местах богата, изобильна и разнообразна: предгорные Схема автотрассы от Кордая до Нарынкола и Хоргоса степи, благодаря обилию солнца, воды и благоприятному климату отличаются плодородием и дают обильные урожаи злаков, овощей, фруктов; богатые травостои позволяют несметно плодить крупный и мелкий скот, птицу; изобилие дикоросов и богатство дикого животного мира с древних времен создавали прекрасные условия для охотников и собирателей плодов и пригодных в пищу целебных растений. Эта часть области наиболее благоприятна для туризма: здесь насыщение природных, исторических и культурных объектов, развитая сеть коммуникаций, гостиниц, учреждений питания и развлечений. Другой, не менее важный для Семиречья город Талдыкорган (основан в 1869 году переселенцами из России как село Гавриловка), ставший с недавнего времени главным городом области и открывающий множество путей-дорог в малоизведанную пока еще горную страну Джунгарский Алатау, находясь у ее подножия. Об этой малознакомой не только в страновом продвижении, но и для нас самих горной стране разговор особый. Здесь орлу придется подняться ближе к солнцу, чтобы лучше рассмотреть эти труднопреодолимые, воздвигнутые природой бастионы. Схема Джунгарского Алатау с обозначениями вершин Джунгарский (Жонгарский, Жетысу) Алатау горная система и главный хребет на юго-востоке Казахстана, можно сказать, в центре Жетысу-Семиречья, простирающаяся с запада на восток почти на 400 км. Названия Заилийский и Джунгарский, в отличие от других Алатау, входящих в систему Тянь-Шаня, в 1856 году предложил ввести в научный оборот известный ученый-путешественник и общественный деятель П. П. Семенов (в последствии, Семенов-Тян-Шанский). Местные жители с давних пор называли эту гористую территорию вместе с прилегающими к ней с юга и с севера равнинами Жетысу Алатау. Реки Коксу на западе и Боротал на востоке делят Джунгарский Алатау на две крупные, параллельно идущие группы хребтов северную и южную. Северные склоны обращены к Балхаш-Алакольской котловине. Южные ограничены рекой Или. В северной и южной группах хребтов, простирающихся в широтном направлении выделяются Таксанбай, Беджинтау, Каратау, Тышкантау, Итшоксы, соединенные перемычкой Конгоробо. Высшая точка Джунгарского Алатау пик Семенова-Тян-Шанского (4622 м). Выделяются также вершины Бесбакан (4464 м), Ормекши Панфилова (4359 м), Кояндытау (3450 м). Площадь оледенения около 1000 кв.км, свыше 1300 ледников, из которых самый длинный ледник Абая (10,9 км), а также значительные ледники Жамбыла, Берга, Аболина и другие. Для высокогорья Джунгарского Алатау характерны каменные глетчеры в поясе вечной мерзлоты. Альпийский рельеф сильно расчленен множеством речных долин, поэтому с давних пор понятие Семиречья вбирало в себя смысл Многоречья. Многие из рек с 60-х годов осваиваются туристами-водниками Или, Тентек, Лепси, Коксу, Каратал. На реке Кора, буквально в 100 км от областного центра Талдыкоргана, находится самый высокий и многоводный в Казахстане водопад Бурханбулак (около120 м), загадочным образом низвергающийся из скальных складок и рядом с ним Святой Камень жизнеутверждающий символ, легенда которого достойна быть занесена в библейские скрижали. Интересно, что другой большой водопад (76 м), под таким же названием Бурханбулак, находится в другой части Джунгарского Алатау на слиянии рек Малого и Большого Усеков. Широко известны термальные радоновые и минеральные источники Алма-арасан, Аяк-калкан Капал-арасан, Жаркент-арасан, Керимагаш, множество источников Чунджи; Большой поселок Капал, который был административным и культурным центром, так называемого, русского Семиречья до появления Верного, интересен своей историей, заслуживающей быть достоянием музея, экспонаты которого рассказали бы о Чокане Валиханове, П. Семенове-Тян-Шанском, Мухтаре Ауэзове, Ильясе Жансугурове, Акын-Саре, о первых научных исследованиях и исследователях Джунгарского Алатау, о роднике Тамшибулак с целебной водой, дающем силы путникам, о наскальных галереях Баян-Журека Большой интерес вызывают петроглифы в горах Ешкиольмес в 30 км от Талды-Коргана, размещенные в 18 коротких ущельях и на склонах гор, иногда на значительном расстоянии от долины реки Коксу. Любопытны долины рек Ыргайты и Шинжилы, что западнее и юго-западнее озера Алаколь, в необычной цветовой гамме, игре природных красок. Горный массив Джунгарского Алатау барьер, разделяющий географические ландшафты. Сами жители это характеризуют так: у нас слева (если смотреть на восток) Алтай, а справа Китай. Действительно, на северных склонах наблюдается ярко выраженный алтайский климат, а южным склонам свойственен климат, аналогичный Заилийскому, Кунгей Алатау. Но разница климатических условий ощущается и по вертикали: в долине у древнего Койлыка (Антоновка), отмеченного еще монахом-путешественником Рубруком в XIII веке, в летний период люди изнывают от жары, а в знаменитом своими горными зелеными озерами медоносном Лепсинске, на северных склонах хребта, и летом можно ожидать заморозков, а зимой доходит до минус пятидесяти. В целом климат в Джунгарском Алатау резко континентальный, горный. Самое благоприятное время для путешествий вторая половина июля август. В высокогорье преобладает травянистый покров, изобилие ярких цветов, арча, золотой корень, эфедра. Среди альпийских лугов пищухи и сеноставы, пользующийся известностью эндемик семиреченский лягушкозуб. А среди скал горные козлы таутеке и их пастух снежный барс. В среднегорье преобладает тянь-шаньская ель, пихта, карагач, береза, шиповник, барбарис, малина, среди которых обитают елики, медведи, лисы, барсуки, горностаи, кабаны, дикие кошки, рысь. Птичье царство горные куропатки кеклики, улары, кедровки, синицы, иволги, соловьи, дрозды, соколы-чеглоки, ястребы-перепелятники. Разнообразный и обильный травостой привлекает в долины пчеловодов. В частых березовых и осиновых перелесках много грибов. Пейзаж Жунгарского Алатау Для любознательных и неравнодушных к земной красоте людей – туристов, Жетысу-Семиречье настоящий рай. Это огромная, очень древняя страна, которая сегодня занимает территорию Алматинской области Республики Казахстан. По территории она почти равна Великобритании. И вряд ли ее можно полностью изучить за одну человеческую жизнь. Мы предлагаем вам, друзья, полюбовавшись этой красотой с орлиного полета спуститься с небес и вблизи посмотреть, познакомиться с некоторыми красивыми и интересными местами, явлениями и предметами семиреченского края, узнать его природные, исторические и культурные особенности, увидеть то, чего больше нет нигде в мире автор этих очерков предлагают Вам познакомиться на этих страницах с самыми выдающимися природными, историческими и культурными памятниками Жетысу-Семиречья, в надежде на то, что Вы, читатель, обязательно захотите их увидеть своими глазами, и, с наступлением туристского сезона, может быть даже в течение нескольких лет, обратившись к нашим турфирмам-энтузиастам или, если есть опыт самостоятельно, проедете, пройдете, прикоснетесь, ощутите их лично, с желанием вернуться к ним еще и еще раз.

Категория: Мои файлы | Добавил: Arkadyi40
Просмотров: 1643 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]