Среда
13.12.2017
03:30
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Календарь
«  Март 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Туризм Алатау

Блог

Главная » 2014 » Март » 3 » ГОРЫ - ХРАНИТЕЛИ ТАЙН
00:40
ГОРЫ - ХРАНИТЕЛИ ТАЙН
                       Горы – хранители тайн     

       Алматы прекрасен не только сам по себе, необыкновенно хороши и прилегающие к нему территории, ставшие заповедниками, национальными парками, заказниками… Для того, чтобы насладиться прелестью горных ущелий, подняться на горные вершины совсем не надо стремиться за тысячи километров. Достаточно ранним утром выехать по заранее выбранному маршруту. Так было всегда.  Согласно выбранной теме, хочу рассказать о святых местах, находящихся в Заилийском Алатау, почитаемых почти со дня основания города. 

               
     
       С середины XIX  века Россия, распространявшая свои экономические и политические интересы в южном направлении в противовес британскому проникновению в Центральную Азию и в защиту местного населения вела войну против Кокандского хана, ставленника англичан, захватившего весь юг Казахстана и Средней Азии.
        Вслед за войсками, чиновниками, учеными, торговцами шли переселенцы из России, Украины, Белоруссии, Сибири… За ними шло и православие, распространяясь по всей территории Туркестана, становясь второй основной религией после ислама.     
        С 1868 г. Ташкент, будучи центром Туркестанского генерал-губернаторства Российской империи, являлся также и центром Туркестанской епархии, основанной в 1871 году, деля эту миссию с только что возникшей «столицей» Семиречья городом Верным, На ее территории в конце XIX, начале XX веков были созданы три монашеских обители: одна мужская – Свято-Троицкий Иссык-Кульский миссионерский монастырь вблизи села Сазановка (с. Ананьево) и две женских – Свято-Николаевская в Ташкенте и Иверско-Серафимовская в г. Верном (Алматы). Особо славился Свято-Троицкий монастырь и церковь при нем: он должен был стать центром, школой православия, влиять на религиозное и нравственное воспитание, распространять христианство в Туркестанском крае. 

      
 
        Иссык-Куль традиционно был интересен для христиан. Первые их представители попали в эти богатые и красивые места еще в 5 веке, после изгнания из Византии и Сирии несторианцев ортодоксальными христианами. На Каталонской карте 1375 года, которую П. П. Семенов-Тян-Шанский видел во время путешествия по Венеции в начале 50-х годов  XIX в. были отмечены населенные пункты на северном и южном берегах озера, снабженные примечанием, что в местечке Курменты находился монастырь «армянских братьев-яковитов». Еще и сегодня на северном берегу озера можно видеть развалины древних святилищ.     
        Священный Синод, который фактически руководил всей деятельностью церкви в Российской империи, заботился об иссык-кульской братии и направлял туда иноков (монахов в православии) из разных епархий империи. Съезжались иноки образованные и не очень, обладающие иконописным талантом и прекрасными певческими голосами. Монастырь стал известен далеко за пределами Иссык-Куля
         Благоденствие продолжалось до 1916 года, когда Российская империя, участница первой мировой войны, объявила мобилизацию местного населения на тыловые работы. Летом этого года началось восстание против мобилизации по всему Жетысу, в том числе и в Киргизии, являвшейся частью Семиречья. Восстание антивоенное с помощью кокандских (английских) агентов переросло в антироссийское. Киргизы с крайней жестокостью стремились уничтожить русское население. Десятки поселений и православных храмов были разграблены и сожжены. Напали и на Иссык-Кульский монастырь. После разгрома горстка оставшихся в живых монахов рассеялась, часть из них ушла в Верный, через горы.              В 20-е – 30-е. годы XX в. церковная жизнь в Алма-Ате (до 1921 г. Верный) терпела особые потрясения. Все православные разбились на два враждебных лагеря – обновленцев и ретроградов, приверженцев царского режима. Обновленцы признали советскую власть, и она им позволяла чуть дышать, полулегально отправлять свои духовные потребности. Они и тому радовались. Ретрограды же вели настоящую духовную и даже политическую борьбу как против советской власти, так и против обновленцев. Советскую власть неоднозначно приняли не только монашество, но и казачество, многие мещане и обыватели, богатые верненцы, ссыльные с царских еще времен.     
          Все монахи, духовенство естественно придерживались старорежимных взглядов и потому в городе происходили поголовные аресты, велась слежка сотрудниками ГПУ за «контрреволюционными церковниками». Некоторые из них, в основном иеромонахи (монахи-священники), уходили в горы и там продолжали убеждать верующих, посвящая их в свои идеи. А идеи были таковы: кроме тайных богослужений монахи вели систематическую агитацию среди верующих, распространяли провокационные слухи о войне, о скорой кончине мира, о царствовании «антихриста» в настоящий момент и агитировали против колхозов. Таким образом, монахи, ушедшие в горы, имели как многочисленных сочувствующих, которые помогали им выжить в суровых горных условиях, так и беспощадного врага в лице советской власти.

     

          В горах Заилийского Алатау образовалось три монашеских скита: в Аксайском ущелье, в Медео и, позже, в Талгаре. В Аксайской долине, на территории Иле-Алатауского национального парка, в 20 км западнее города Алматы, на склоне ущелья Кызыл-Жар (Красный обрыв), выстроен монастырь – православный духовный центр – комплекс культовых сооружений. Основа его – надмогильный деревянный крест и каменное (скальное) подножие с выгравированной надписью: «Иеромонахи Серафим и Феогност мученически погибли 29 VII - 11 VIII 1921 года». Выше по склону, так называемая, часовенная сень, рядом – широкий двор, где хозяйственные постройки, трапезная и современный двухэтажный коттедж – дом для священника; далее – оборудованные родники, вода которых считается святой; по склону несколько полуобвалившихся пещер, с которых начинался скит; наконец, сама церковь – грациозное, изящное храмовое сооружение из специально привезенной сибирской лиственницы теплого желтого цвета, с двумя, разными по размеру, устремленными ввысь золотыми куполами, гармонично вписавшимися в стройный хор верхушек гигантских темно-зеленых тянь-шаньских елей.             Диву даешься, как все это построили на таких крутых склонах!? Основатели скита иеромонахи Серафим, Феогност и монах Ираклий, однажды, в начале XX века, оказавшись в Аксайском ущелье, с наступлением сумерек с берега реки в течение трех суток наблюдали в том месте необычное сияние.Там и решили поставить кельи, вырыв три пещеры…

                         

                    Чтобы попасть в этот духовный центр и увидеть все, что описано выше, нужно из Алматы доехать до Аксайского ущелья и затем подняться по нему, через экологический пост, по довольно сносной, когда-то асфальтированной дороге около 15 км, вдоль бушующей прозрачными зеленоватыми волнами реки, мимо знаменитого, обнаженного катастрофическим землетрясением 1887 года склона горы Ак-Жар, видимого с автотрассы за много километров, уютных изумрудных полян, бесчисленных, насаженных, словно ульи по обоим склонам ущелья, порой диковинных дач.     
          Не доезжая до заброшенного в настоящее время детского лагеря (бывший пионерлагерь «Ленинец») примерно 500м, оставив машину на поляне, нужно  подниматься пешком по склону бокового ущелья в западном направлении около 3-х км до места, где тропа пересекает красновато-белесое русло каньона с бегущим по дну ручейком - ущелье Кызыл-Жар. Дальше – гора, загораживающая горизонт – территория монастыря, огороженная специальной изгородью. К церкви, мимо ранее перечисленных объектов, по довольно крутому, густо залесенному склону со дна каньона долго вьется каменистая, иногда почти отвесная тропа, старательно обустроенная ступеньками, которыми иногда служат выступающие на поверхность корявые корни могучих елей, и крепкими перилами из толстых веток и тонких стволов, иногда прибитых гвоздями прямо к живым деревьям. Вдоль тропы – стрелки-указатели, чтоб не заблудиться, несколько рекреаций, чтобы перевести дух. Тропа вначале приводит к обустроенной часовне, затем ведет к храму.                   Вокруг храма ровная спланированная площадка, склоны взяты вертикальной каменной кладкой, скрепленной бетоном, чтоб не оползали и не осыпались.  Храм находится на высоте около 2000 м, - это самая лучшая климатическая зона для здоровья человека.                     Посетителей обитатели духовного центра не особенно жалуют, но и не гонят, если ведешь себя по-христиански. Любопытствующих не всегда, но часто встречает кто-нибудь из монашествующих. Среди паломников нередко можно увидеть и детей, и, ну очень пожилых и, на взгляд, немощных, но одухотворенных людей. Как добрались? Вера делает чудеса!  

                                                      

        Внутри храм прекрасен, много воздуха, но тесноват, не более, чем на 50 – 60 человек: страждущих бывает гораздо больше, несмотря на трудную дорогу. Иконостас пока бедноват, но настрой служителей всегда высокий. В обуви нельзя, книжки с историей храма, скита недорого продает молодой, резвый монах. Он же продает свечи и записывает в поминальник.     
        Вверх от церкви тропа выбегает на гребень кызыл-жарского хребта. По гребню – хозяйственные постройки, кое-какие угодья, палатки прихожан. Вдоль гребня – едва просматриваемая недавно нарезанная дорога, уходящая по склону вокруг горы на запад, а затем на восток, к трассе, идущей по ущелью. Дорога появилась в начале ХХI века и стоит, по словам обитателей скита, один $млн (не перевелись, слава Всевышнему, меценаты на казахстанской земле!). По ней пускают машины только по хозяйственным нуждам, как и полагается в национальных парках. В непогоду дорога становится непроезжей.       
         С гребня на юг, как на ладони, открывается потрясающая картина: веером по всей линии горизонта расходятся гигантские скальные гребни, ниже усыпанные рядами темнозеленых елей, рассеченные глубокими каньонами, на дне которых видны белые ниточки извилистых горных ручьев и речек. Широчайшее Аксайское ущелье венчается на юге грандиозной Аксайской подковой, состоящей из изумрудных альпийских лугов, пурпурных скал и десятков белоснежных ледников и вершин, устремленных в синее-синее небо (речь идет о теплом времени года). Монахи умеют находить, с Божьей помощью, святые места!  

     

        В Медеу, на горе Мохнатая сопка и в ущелье Кимасар, а также в русле речки Чимбулак почти не осталось следов небольшой церкви и скита, пещер, обустроенных в 1917 – 1922 годах. Это было самое близкое к Верному (Алма-Ате) место, куда приходили многочисленные православные верующие. Спускались по святым праздникам в городские церкви и сами обитатели скита. Катастрофический сель 1921 года отрезал обитателей скита от города, да и власти не давали покоя, и монахи вынуждены были покинуть свое пристанище и уйти подальше от враждебного города, в Талгарские горы.       Образовавшаяся в результате этих событий талгарская община нашла труднодоступное место, в котором и поселились ее лидеры. Ущелье представляло собой узкий глубокий каньон, отличалось необычной энергетикой и дикой ослепительной красотой. После событий, разыгравшихся здесь в 1935 г. люди стали называть это место Монаховой щелью.         Выписка из архива КНБ РК. Дело № 09955, Том 1. «В УНКВД КАССР поступили сведения о том, что в Алма-Атинских и Талгарских горах скрывается группа монахов, организовавшая там тайные кельи. Монахов посещают верующие из города Алма-Аты и поселка Талгар (статус города Талгар получил в 1959 г. прим. авт.), среди которых они ведут систематическую антисоветскую агитацию. Кроме того, монахами организована тайная религиозная община в пос. Талгар, участниками которой наряду с тайной религиозной деятельностью обсуждаются вопросы контрреволюционного характера».
        В первых числах сентября 1935 года группа была ликвидирована с арестом 15 человек активных ее участников. Обнаружено было 6 келий и пещера, где нашли нелегальную духовную литературу, картинки и фотографии религиозного характера и принадлежности для богослужений, зарытые в землю церковные атрибуты. Руководителями талгарской группы были иеромонахи Макарий и Пахомий. Пещера была взорвана, кельи разрушены. В документах было найдено и такое свидетельство: «В 1935 году монашескую общину поселка Талгар стали посещать два паренька. Они назвались Петром и Павлом и выразили желание совместно с монахами вести подвижническую жизнь ради угождения Богу спасения души. Отец Пахомий и отец Макарий простодушно поверили им, стали брать их в свои путешествия по горам, вместе молились, вели духовные беседы. Петр и Павел познакомились и с остальными монашествующими, узнали места их келий. Но эти «ревнители монашеского жития» оказались комсомольцами и сотрудниками ГПУ. Ими и была предана монашеская обитель горных скитов Тянь-Шаня».       
         Монахова щель – небольшая ветвь, отходящей от похожей на гигантское древо огромной долины реки Талгар, состоящей из трех основных стволов – Правого, Среднего и Левого Талгаров. Долина рассекает северный склон Заилийского Алатау с юга на север, а берет свое начало с ледников видимого за десятки километров пика Талгар, находящегося в центре этого хребта. Таким образом, и пик Талгар, и река Талгар, и речка Монашка, впадающая в Правый Талгар находятся в самом сердце Заилийского Алатау. 
       Добраться до Монаховой щели можно за час от восточной границы города Алматы.        Сегодня Монахова щель – замечательный экскурсионный объект, находящийся на территории Алматинского государственного заповедника, образованного в1965 году, в котором, согласно мировой, а не так давно и советской практике, должна быть запрещена всякая хозяйственная деятельность и только ограниченно разрешены туризм и альпинизм. В заповеднике, после проведения учеными АН Каз ССР в 50-х годах прошлого века исследований, было обнаружено более 50 теплых и холодных минерализованных, целебных родников. В 60-х годах здесь планировалось создание курортной зоны. Но, слава Богу, вместо этого был создан заповедник.  

      

         Перед входом в Монахово ущелье находится детский лагерь «Спутник», построенный в заповеднике в виде исключения для слабовидящих и слепых детей Казахского общества слепых (КОС). Но в лихие 90-е он использовался не совсем по назначению или совсем не по назначению. В самом ущелье, в большей мере сохранившем первозданность, как в капле воды – вся природа Тянь-Шаня. Туристы видят прибитый к скале огромный деревянный крест, сохранившийся с прежних времен, полуразрушенную пещеру и, в верховьях речки, чудесный водопад, добраться до которого не просто. Там, за водопадом, в недоступном месте и была спрятана хижина, в которой скрадывали свое убежище монахи.       
         Вся экскурсия по этому каньону занимает не более 3-х часов. Но ограничивать себя только этим не стоит. Выйдя обратно к лагерю «Спутник», ныне горному курорту, оказываешься в широкой долине Правого Талгара. Если подниматься вверх по проселочной дороге через густой лес, состоящий из тянь-шаньской ели, осины, березы, клена, ясеня, тополя, ивы, абрикоса, сосны, диких зарослей малины, ежевики, шиповника, барбариса, облепихи, крапивы, бесчисленного разнообразия цветов и еще сотен других кустарников и горных трав, через лужайки, ручьи и луга, то через 3 км горная извилистая дорога выводит на большую поляну, с родничком, которую называют «перевалкой», где и прерывается. Раньше она переходила через мост на восточный склон,но селевые потоки мост давно снесли и больше люди его не восстанавливали.  Поляна (перевалка) находится неподалеку от слияния Правого Талгара со Средним Талгаром.


      

        Перейдя Правый Талгар по временному, но устойчивому мостику и выйдя на восточный склон ущелья, потратив около 3-х часов можно подняться к красивому каскаду небольших водопадов с очаровательным названием Кувшинки.  Прямо напротив на восток, к пику Талгар уходти огромное ущелье Среднего Талгара.     
        До 1969 г. в ущелье Среднего Талгара был альпинистский лагерь «Талгар», считавшийся одним из лучших в Советском Союзе. Лагерь окружало большое количество вершин, расположенных вокруг главной горы – пика Талгар (5017 м или 4973 м по разным источникам), где альпинисты от новичка до мастера могли найти «свою» вершину. От «перевалки» до лагеря – 9 км труднопроходимой тропы, по которой альпинисты с грузами, на лошадях и пешим ходом добирались до лагеря, который в том году был разрушен селем.          Сегодня лагеря нет, тропа к нему пришла в упадок и стала практически непроходимой. Лагерь к сожалению не стали восстанавливать. Это невосполнимая потеря не только казахстанского, но и международного альпинизма. 

               

        Правый Талгар ниже по течению,  принимает также воды очень интересной и красивой реки Левый Талгар, долина которой необычайно красива и тянется с севера на юг, рассекая почти весь северный склон Заилийского Алатау, более чем на 30 км. Из Левого Талгара уходило несколько великолепных сложных маршрутов на оз. Иссык-Куль. Сама река выходила из ледников пиков Пушкина и Конституции несколькими ручьями, и после соединения их с рекой Туристов и начинался Левый Талгар. Река, кроме того, является естественной границей между Алматинским заповедником и Иле-Алатауским национальным парком. 
        Слияние Правого и Левого Талгаров происходит прямо у въезда в заповедник, после чего долина выравнивается, становится широкой, ее перегораживает огромная противоселевая плотина, Талгарская ГЭС, а дальше – плотная застройка домами, дачами. Здесь находится Музей природы, где можно познакомиться с флорой и фауной всей великой горной страны, которая называется Тянь-Шань.       
         Еще ниже по течению, где долина переходит в предгорную степь находится «Талгарское городище» - настоящий рай для археологов. На этом месте в раннем средневековье находился довольно большой город Тальхиз (Тальхир) или Чжимуэрр, – пристанище для караванов, следующих по ответвлению Великого шелкового пути в Китай, или в Европу. Древний Тальхиз находился в юго-восточной части современного города Талгар, возникшего, в начале, как станица Софийская в 1858 г., построенная как укрепение (наряду с Верненской крепостью), вставшее на пути кокандских завоевателей Семиречья.

     

         Сведения об этом древнем городе упоминаются в персидском географическом трактате «Худуд Аль-Алем» («Границы мира») в Х в. неизвестным автором. Тальхир описывается как крупный город на Шелковом пути.
        Само городище занимает территорию около 30 га. В древнем городе был водопровод, канализация, бани, складские помещения, ремесленные кварталы, улицы вымощены булыжником. То, что на сегодня хорошо известно археологам (9 га), - лишь наиболее укрепленная часть древнего Талгара, ранее обнесенная крепостной стеной (дувалом). Остальная часть, расположенная к северу и востоку, находится под современными застройками, жители которых время от времени выкапывают в своих огородах черепки, а то и целые кувшины и блюда.        
        Возвращаясь к началу нашего тура нужно сказать, что Монахова щель – это лишь часть того, что удалось сохранить и охранить благодаря заповедному режиму от «великой поступи» нашей цивилизации. И мы должны быть благодарны судьбе за то, что можем увидеть, услышать и почувствовать все, что создано самой Природой и добавлено людьми, усладить свой уставший от городской суеты взор ее творениями.        
         Монахова щель, это топоним-младенец, возникший совсем недавно, по сравнению с другими географическими названиями – Алатау, Талгар, Алматы, Иссык-Куль, которым не одна сотня и даже тысяча лет. Но сколько событий и людских судеб, горьких и светлых стоит за этим простеньким названием!? Знание прошлого, истории возникновения географических названий, их лингвистического смысла, природы естественных и социальных явлений позволяет нам не отрываться от минувшего, понимать настоящее и смотреть в будущее.

Аркадий Поздеев-Башта. 2011 г.
Просмотров: 3018 | Добавил: Arkadyi40
Всего комментариев: 5
5  
Интересная статья. И фотки замечательные! Хочется побывать в описанных местах.

4  
Cогласен с тем что этот город прекрасен.Хотел бы съездить и посмотреть на горы.

3  
Абсолютно согласна

2  
Согласен с высказыванием, сам люблю этот город - Алматы прекрасен не только сам по себе, необыкновенно хороши и прилегающие к нему территории

1  
biggrin мне нравиться гор

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]